mobile-switch
Лица российской науки и научной политики
Владимир Нелюб: наука – это любовь и дело всей моей жизни
Владимир Александрович Нелюб – российский ученый в области искусственного интеллекта и цифрового материаловедения, профессор, доктор технических наук, участник программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования, автор более 15 патентов и 100 научных статей. Осенью этого года Владимир Александрович участвовал в конференции «Научная политика: достижения, проблемы, перспективы», посвященной 25-летнему юбилею Дирекции НТП, где рассказал о долгосрочных инструментах государственного планирования в сфере науки.
  • Владимир Александрович, большое спасибо, что согласились дать интервью для нашего сайта. Нам очень приятно, что вы нашли время для общения в такой напряженный период года.
  • Мне тоже приятно. Я хорошо знаком с деятельностью Дирекции научно-технических программ. Дирекция сопровождает очень масштабные проекты и является одним из ключевых игроков в сфере управления научно-техническими программами в нашей стране. Я знаю и высоко ценю опыт и профессионализм ее сотрудников. От вашей работы зависит создание условий для инновационного развития, налаживание взаимодействия между государством, наукой и бизнесом. А это именно та сфера, в которой я работаю и которая мне интересна.
  • Вы специалист по стратегическому планированию создания высокотехнологичных продуктов. Какие из направлений российской научной политики считаете наиболее эффективными?
  • Инструменты, связанные с развитием прикладных исследований и разработок, например, постановление Правительства РФ № 218, комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла (КНТП) и в целом долгосрочные инструменты государственного планирования.

    Постановление № 218 нацелено на развитие исследовательской и технологической базы вузов и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов. Благодаря этому инструменту расширяется вовлеченность российских вузов и государственных научных учреждений в реальный сектор экономики, ускоряются разработка и внедрение высокотехнологичной продукции. Программы КНТП объединяют интересы государства, науки и бизнеса. Важно, что они включают в себя полный цикл инновационного производства – от научных разработок до выхода на рынок готовой продукции. Вы это хорошо знаете, так как Дирекция НТП успешно занимается сопровождением проектов КНТП в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Я выбрал именно эти инструменты, потому что они способствуют укреплению технологического суверенитета страны. Достижение этой цели напрямую связано с вопросами науки и технологий. Сегодня одна из ключевых задач России – создание таких условий, когда на внутреннем рынке будут доступны все необходимые разработки.
  • Расскажите, пожалуйста, как формировался ваш интерес к науке.
  • Можно сказать, что мой путь в науку начался еще в детстве. Моя мама начинала свою карьеру как ученый-химик, а дядя и дедушка по маминой линии – известные ученые-металлурги. Мой папа – специалист в области радиоэлектроники и информационной безопасности, а дедушка по папиной линии – заслуженный машиностроитель – прошел путь от техника до директора крупного машиностроительного завода. Я рос и взрослел, общаясь с родными и близкими, мне всегда было с ними интересно. Я видел их достижения, и мне тоже захотелось добиться успеха в науке и технологиях.
  • Почему вы выбрали МГТУ им. Н.Э. Баумана и чем вам запомнилась учеба в институте?
  • Я выбрал Бауманский университет (факультет «Робототехника и комплексная автоматизация»), так как это ведущий технический университет, где науку превращают в высокотехнологичные продукты. А я всегда мечтал «ощутить в железе» результат своей деятельности. Первые три года учебы выдались очень трудными. Приходилось параллельно осваивать большой объем фундаментальных знаний и базовые дисциплины. А следующие три года были более прикладными, с углубленным изучением профильных дисциплин в области сопротивления материалов.

    Откровенно говоря, именно здесь, в Бауманском университете, началась моя карьера: я занимался организацией работы молодых ученых и сам участвовал в исследованиях и разработках. Создавать и развивать научные центры в МГТУ им. Н.Э. Баумана нам помогал ректор, а в настоящее время – президент МГТУ Анатолий Александрович Александров, мой наставник и учитель.
  • Чем вас привлекает А.А. Александров как ученый, как организатор и как человек?
  • Анатолий Александрович – выдающийся человек, настоящий бауманец. Почти всю жизнь он провел в стенах университета, пройдя путь от научного сотрудника до ректора и президента вуза. Он лучше всех знает Бауманку и бауманцев, больше всех за нее и за всех нас переживает. За 11 лет своего ректорства Анатолий Александрович по-настоящему преобразил университет: на порядок увеличился объем НИОКР, создано более 15 передовых инженерных и научно-образовательных центров, существенно выросло количество студентов, поднялся рейтинг университета. Александров заложил основы современной Бауманки, и ее символом станет новый кампус мирового уровня, который достроят в следующем году.

    А меня Анатолий Александрович научил быть настоящим бауманцем: мужественным, волевым, трудолюбивым и упорным.
  • Сегодня вы преподаете в своей альма-матер. Можете сравнить, какой бауманка была тогда, в начале 2000-х, и сейчас?
  • Бауманке удалось сохранить свой потенциал после сложных 90-х годов, но, конечно, у нас во время учебы не было многого из того, что есть у нынешних студентов. К примеру, новые корпуса, передовые научно-образовательные центры, современные лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, многочисленные информационные сервисы, помогающие студентам учиться и реализовываться.
  • А почему вы не остались в МГТУ, а поступили в аспирантуру Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН?
  • Когда я учился в Бауманке, часть занятий и лабораторных работ проводились на базе ИМАШ РАН. Там я впервые познакомился с полимерными композиционными материалами и сразу в них влюбился. Изделия на их основе получались легкими, прочными и долговечными. Тогда это были материалы будущего, и я решил писать диссертацию на тему их многокритериальной оптимизации.
  • Можете немного рассказать о своих изобретениях?
  • В Бауманке я продолжил заниматься разработкой и внедрением новых полимерных композиционных материалов и технологиями искусственного интеллекта. Мы создавали программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий хранение данных о материалах (цифровой паспорт материала) и технологиях их переработки, интеллектуальное компьютерное моделирование материалов, виртуальные испытания и аналитическое прогнозирование процесса получения изделий.

    Среди изобретений я хотел бы выделить «Умные композиты». Это встроенный непрерывный неразрушающий контроль на основе оптоволоконных систем. Область применения этой разработки – экспериментальная отработка новых конструкций самолетов, продление ресурса авиационной техники путем точного определения степени ее поврежденности, интеллектуальный мониторинг композитных конструкций и др. Еще одна разработка – углепластики с повышенной стойкостью к деламинации. Мы создали композиционные материалы, которые при сохранении основных механических характеристик отличаются высокой адгезией волокна к матрице, повышенной прочностью связующего на сдвиг и индифферентностью к климатическим условиям эксплуатации. Или, например, такое изобретение, как самозалечивающиеся связующие для полимерных композиционных материалов. Они способны самостоятельно «залечивать» дефекты, которые возникают в процессе производства или эксплуатации изделия.
  • Кто ваши любимые ученые?
  • С.П. Королев и А.Н. Туполев – ученые-практики, создавшие высокотехнологичные продукты.

    Для меня очень важной в науке является практическая составляющая. В отличие от фундаментальной науки, которая исследует принципы и законы природы, прикладная наука сосредотачивает свое внимание на применении знаний и результатов исследований в практических целях, решении конкретных проблем, разработке полезных технологий. Именно через прикладную науку многие открытия и инновации становятся доступными для широкой публики.

    Я считаю, что прочная связь между производством и наукой необходима не только для повышения эффективности производства, но и для распространения знаний, использования их в инновационных процессах. В современном мире время, которое проходит от создания научной идеи до ее воплощения на производстве, значительно сократилось.
  • Если говорить о практических результатах, можете ли вы привести примеры своих успешных проектов, внедренных в промышленность?
  • К счастью, таких проектов уже много. Вот лишь несколько примеров.

    Система цифрового управления технологическим процессом производства композитной арматуры. Система обеспечивает анализ состояния технологического процесса, выявляет предаварийные ситуации и способствует повышению эффективности производства. Технология создания сверхлегких баллонов высокого давления для хранения и транспортировки сжатых газов. Среди характеристик «наших» баллонов – прочность, долговечность, высокая несущая способность, пожаро- и взрывобезопасность, а также гарантия безосколочности при разрушении.

    Пространственные размеростабильные конструкции для эксплуатации в космическом пространстве. Это конструктивно-технологические решения и технологии изготовления рефлекторов из полимерных композиционных материалов и сверхлегких зеркальных космических антенн с гидравлическим механизмом для межспутниковой связи, космических аппаратов, телекоммуникационных спутников, пилотируемых кораблей и автоматических межпланетных станций.
  • Что, на ваш взгляд, отличает молодое поколение российских ученых?
  • Нужно сказать, что наша наука вообще помолодела. Для российской науки период 1990–2000-х стал критическим. После 1991 года, когда в стране наступил «расцвет» рыночных реформ, в научных школах образовался разрыв поколений. К сожалению, большая часть студентов 90-х не пошла в науку.

    Ну а если сравнивать сегодняшнюю молодежь с нашим поколением, у них стало больше возможностей как в технологическом плане, так и в плане поддержки государством. Они более амбициозны. Перед ними стоит глобальная задача (я бы даже назвал это «вызовом») – достичь технологического суверенитета.

    Молодых российских ученых объединяет любовь к науке, желание развиваться, стремление к командной работе и конкретному результату. Остается только поставить им масштабную научную задачу и сфокусировать усилия на выполнении отраслевых проектов по заказу реального сектора экономики.
  • Что для вас значит заниматься наукой в России сегодня?
  • Заниматься наукой в России сегодня – это модно, молодежно и маржинально. Кроме того, это любовь и дело всей моей жизни.